Свадьба является одним из самых важных, незабываемых и ярких моментов в жизни каждой женщины. И это абсолютно не зависит от ее национальности, культурных традиций и временной эпохи. С давних времён в этот день милые прелестницы с большим трепетом и замиранием сердца одевались в особый праздничный наряд- подвенечное свадебное платье. История свадебного платья насчитывает уже многие тысячелетия, впитывая в себя только самое лучшее из тенденций моды различных эпох, отвергая всё далекое от понятия прекрасного.
Прототипом европейского свадебного платья является пеплос (одежда, которую надевали женщины Древней Греции в основном по праздникам). Лёгкая, струящаяся, очень тонкая ткань, которая была скреплена на плечах фибулами (специальными застежками) и придавала древнегреческим красавицам особую изысканность и грациозность. Голова невесты в те времена украшалась либо веночком из цветов и листьев (это являлось символом целомудрия), либо огненно-желтым покрывалом, цвет которого олицетворял солнце, что является источником света, жизни и силы. Наряд дополнялся различными украшениями из драгоценных металлов и изделиями из слоновой кости. Несмотря на то, что такую же манеру одеваться переняли древние римляне, их свадебные наряды выглядели немного по-другому. Поверх платья на невесту надевали покрывало из тончайшей ткани, которое называлось фламениум. Главным украшением свадебного наряда римлянок в те времена была необычайная красота узора драпировки покрывала.
С упадком Римской империи и победным шествием христианства на смену культу красоты тела пришла эпоха аскетизма, которая тщательно старалась скрыть естественные формы человеческого тела, поскольку земную красоту считали греховной. В к. XII века общество становилось более светским, а одежда стала более облегающей. В образе невесты старались подчеркнуть хрупкость, женственность и невероятно узкую талию. Идеального свадебного образа того времени позволяло добиться именно такое свадебное платье (линия талии была приподнята к груди, за счет этого юбка спадала мягкими складками и контрастно выделяла затянутую в тугой корсет верхнюю часть силуэта. Глубокий треугольный вырез грациозно удлинял шею, узкие рукава плотно облегали и добавляли изящества рукам, а подвенечный образ завершал остроконечный головной убор — энен (иногда достигавший высоты до 70 см), на его верхушке прикреплялась вуаль-фата или длинный шлейф. В эту эпоху отдавали предпочтение ярким и насыщенным цветам, особенно выделяли красный, голубой и серый. Нужно отметить, что из Средневековья перешло в наследство невестам будущих поколений множество элементов, без которых просто невозможно представить современное свадебное платье. Безусловно стоит выделить очень важные детали, такие как шлейф, декольте, корсет и шнуровку лифа.
Во времена Эпохи Возрождения снова меняются идеалы красоты и соответственно мода на свадебные платья терпит серьёзные перемены. Красота пышных женских форм подчеркивается помпезными нарядами, которые не скрывают фигуру, лиф плотно облегает верхнюю часть силуэта, а юбка расходится книзу от талии мягкими клиньями. Подобная модель платья пройдя через века стала настоящей классической моделью свадебного платья невесты. Большим шиком отличались свадебные наряды венецианок, так как они делались из благородной парчи серебряного цвета, белоснежного атласа или атласа с зеркальным блеском. Потрясающе смотрелся лиф платья, который расшивался драгоценными камнями. Но всё равно тогда главным украшением оставался жемчуг. Считалось, будто жемчуг обладает силой укреплять семейные узы. Однако мода переменчива. Новое «веяние» пришло из Испании в XVI веке . Платье снова скрывает естественность фигуры. В это время вошли в моду жёсткие каркасы ,они до неузнаваемости маскировали женскую фигуру. Силуэт такого платья очень похож на песочные часы, которые сделаны из двух конусов. Талия плотно стянута узким корсетом. Жесткая ткань, из которой делались юбка и лиф платья натягивалась на каркасы, не должно было быть ни единой складочки, ни одного намека на натуральность красоты тела. Завершал этот геометрический образ круглый белый воротник, который плотно облегал шею. Красота платья полностью определялась количеством драгоценных камушков, которыми оно расшивалось.
В XVII веке были наиболее ценны миниатюрность и изысканность, в следствии этого на смену вычурным испанским одеждам приходит очаровательно кокетливое платье француженки. Девушка, при достижении возраста невесты, начинала носить панье П-образный каркас для юбки, он был очень широкий в области бедра и заманчиво колыхался при ходьбе. Глубокий вырез декольте выразительно очерчивал грудь, а короткие рукава рассыпались каскадом кружев у локтя. Кружева в этот период становятся едва ли не самой модной отделкой. Ими начинают украшают практически весь образ, начиная лиф и юбку платья, заканчивая прической невесты. Кружева очень гармонично комбинировали с большим количеством рюшей, бантов, цветов и ленточек. В образе невесты наблюдается непринуждённая легкость, нежность и мечтательность. Именно с тех пор белый цвет подвенечного наряда приобретает канонический статус. Во 2-й половине XIX века было изобретено настоящее произведение искусства кринолин. Он стал более легким потомком испанских обручей и французских панье. Широкий кринолин изящно подчеркивал женственность талии, после этого в моду снова вернулся корсет. Юбки украшены воланами и лентами. Обнажённые плечи невесты принято было обрамлять воланом из кружевного воротника. К свадебному платью с длинными рукавами следовало надевать короткие перчатки или митенки из тончайшей ткани с вышивкой.
На рубеже XIX–XX веков мода постепенно возвращается к простоте. И на смену образу невесты в изысканных кружевах приходит образ, который отличается своей элегантностью и строгой сдержанностью. Подвенечное платье становится без корсета, с расклешенной юбкой, воротником-стойкой и строгим лифом. От прошлого остаются лишь рукава с буфами сверху и узкой длинной манжетой, которая идёт от линии локтя. В XX веке моду на свадебное платье ожидали кардинальные изменения. Прежде всего, это касалось длины. В начале века оно слегка приоткрывает лодыжки, что по тем меркам считалось невиданной дерзостью, в 60-е годы начали появляться прямые и свободные "платья-рубашки", а в дальнейшем приходит пора шокирующего мини, которое впоследствии прочно укоренилось в гардеробах модниц. Идеал красоты постоянно меняется а вместе с ними происходят изменения в моде и всё это отражается на фасонах свадебных нарядов. В 20-е годы модные невесты выходили замуж в простом платье со слегка приспущенной талией, обязательным дополнением была шляпка-котелок, в 30-е годы образ невесты был романтичным и женственным; в 40-е наряд становится более строгим и в нём преобладала четкость линий. В 50-е годы романтичный стиль снова становится актуальным: длинные юбки, туфельки в виде тапочек и приспущенная талия создают образ милой девушки с легкой походкой. Законодателем современной моды был объявлен Диор, он начал создавать для женщин модели платьев с приталенным силуэтом и с пышной юбкой, длинна которой была до колен. В период 60-х в мире моды преобладал минимализм. Платье становится гораздо короче и приобретает более четко выраженную и лаконичную форму. В этот момент количество деталей сводят практически к минимуму. В 70-х появляется движение хиппи и свадебные платья приобретают простой, свободный покрой. Их старались шить из натуральных тканей, в дизайне появились всевозможные рисунки и орнаменты. В 80-е годы свадебный наряд приобретает даже некоторый спортивный оттенок, некоторые невесты с удовольствием одевали брючные костюмы. В 90-х медленно, но очень уверенно набирает свои позиции, то самое Платье Принцессы из детской сказки, которое окутывает невесту пеленой невинности и чистоты.
Современная свадебная мода стала более гибкой и зачастую смешивает в себе самые разнообразные стили и направления. Сейчас можно не следовать стандартным решениям и фасон наряда полностью зависит только от вкусовых предпочтений самой невесты. Выбор свадебного платья в наши дни предоставляет широкое пространство для творчества. И в день Свадьбы девушка может предстать в том образе, о котором она только мечтала. Это может быть образ современной деловой женщины, романтичной девушки, средневековой принцессы или настоящей греческой богиней. И не важно какое платье выберет невеста для свадебного торжества, главное чтобы она оставалась самой счастливой невестой на свете!